ПОД/ФТ / Новости 12 апреля 2021

Матвиенко призывает правительство ускорить отзыв на законопроект о создании антиотмывочной платформы на базе ЦБ

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко просит правительство поторопиться с отзывом на законопроект о создании на базе ЦБ платформы, через которую банки смогут получать информацию об уровне риска по клиентам.

"Еще один важный аспект — защита потребителей от недобросовестных практик. На это направлен внесенный законопроект предусматривающий создание платформы "Знай своего клиента". Он сейчас готовится к первому чтению, но до сих пор мы не получили отзыв правительства. Просила бы присутствующих здесь руководителей министерства финансов и министерства экономического развития ускорить этот процесс", — сказала Матвиенко на встрече с представителями региональных банков с участием главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной. Ее слова приводит "Интерфакс".

Согласно ранее внесенному в Госдуму законопроекту, антиотмывочная платформа на базе ЦБ будет носить название "Знай своего клиента" (Платформа ЗСК, или KYC — know your client). Предполагается, что ЦБ будет присваивать российским юридическим лицам и ИП один из трех уровней риска: низкий (зеленый), средний (желтый), высокий (красный). Градация будет вестись с учетом установленных регулятором по согласованию с Росфинмониторингом критериев.

Правовое управление Госдумы считает, что нормы законопроекта о создании на базе ЦБ платформы, через которую банки в онлайн-режиме смогут получать информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам в рамках "антиотмывочного" законодательства, не соотносится со статусом и целями регулятора.

Заключение на законопроект (N1116371-7) было опубликовано в электронной базе данных нижней палаты парламента в конце марта.

Правовое управление Госдумы обращает внимание, что законопроект вводит определение понятия "подозрительные операции" — операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в преступных целях. По мнению правового управления, это определение не отвечает требованиям ясности и определенности, допускает расширительное толкование. Указание в законопроекте на то, что критерии подозрительных операций будут определяться ЦБ совместно с Росфинмониторингом, по мнению управления, также определенности не способствует. "Отсутствие в самом федеральном законе конкретных требований к критериям определения уровня риска проведения подозрительных операций, равно как и неоднозначность самого понятия "подозрительных операций", свидетельствует о возможности необоснованно широкого усмотрения правоприменителя", — говорится в заключении.

"Предоставляемое законопроектом Центральному банку право относить каждое юридическое лицо и индивидуального предпринимателя к одной из трех групп риска проведения подозрительных операций в зависимости от уровня риска не соотносятся со статусом и целями деятельности Центрального банка", — считают в управлении.

Среди мер, которые могут применяться к клиентам из "красного" списка — отказ в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом; отказ в выдаче остатка денежных средств на счете. Данная мера, по мнению правового управления, фактически представляет собой внесудебное изъятие денежных средств в пользу кредитной организации, что не подпадает ни под один случай принудительного изъятия имущества у его собственника, предусмотренный законодательством. "Дальнейшая судьба удерживаемых кредитной организацией в этом случае денежных средств клиента неясна", — говорится в заключении.

В управлении отмечают, что непонятно, будут ли распространяться правила определения уровня риска на иностранных юридических лиц, являющихся клиентами российских банков, также законопроект не регулирует ситуацию, при которой в отношении одного и того же лица, обсуживающегося в нескольких банках, могут быть приняты решения об отнесении его к разным уровням риска проведения подозрительных операций.

В феврале глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе встречи представителей кредитных организаций с руководством ЦБ, организованной Ассоциацией банков России, напомнила, что законопроект о "светофоре" (красный, желтый, зеленый — ред.) в сфере антиотмывочного законодательства — это совместная инициатива банков и бизнеса, она необходима для создания прозрачной системы с точки зрения принятия "антиотмывочных" мер. "Мы вместе обсуждали и сделали предложение, оно в некотором смысле уникальное, на мой взгляд, рабочее, но, насколько я понимаю, там есть озабоченности, и прежде всего связанные с конфискацией внесудебной имущества, но, мне кажется, эти вопросы можно решить", — сказала Набиуллина. "На мой взгляд, добросовестному банковскому бизнесу это тоже очень полезно, когда вы будете понимать, что регулятор - если он дал зеленый свет — он не сможет претензии предъявить", — добавила глава ЦБ.

Законопроект включен в примерную программу работы Госдумы на апрель.